Лесные Духи
Служебные духи природы, обитающие в наших лесах: Светобор, Лесовик, Листвич, Ягодник, Пущевик, Моховик, Зеленицы, Дубравницы – и многие, многие другие. В каждом лесу свои Лесные духи, выполняющие свои обязанности по его сохранению и обновлению. Они рождаются вместе со своим лесом и уходят, переходят (умирают) в мир иной вместе с ним. Человеку прийти в лес, бор, рощу, дубраву – всё равно, что прийти в гости в дружную семью Лесных духов: надо и поздороваться, и угощение принести, и уметь себя вести правильно. Тогда и дарами лесными порадуют, и чудес много покажут, и от опасностей оберегут.
Сам Лес издревле воспринимался Русским народом как одно живое существо, соединяющее в себе множество характеров его загадочных обитателей, как расположенных к человеку, так и злокозненных. Например, обитают в нём древние Лесавки – дед и бабка Лешего – маленькие, серенькие, похожие на ежей. Их дом – прошлогодняя листва. С конца лета и до поздней осени проказливые Лесавки бодрствуют: веселятся, водят хороводы из опавшей листвы, шелестят, копошатся. Эти маленькие лохматые духи за короткое время натрудятся, умаются, а потом долго спят.
В непроходимой чаще живёт Пущевик. У него руки – как сучья, которыми он цепляет неловкого путника, не желая пускать в свои владения. Прикидывается то кустом колючим, то корягой сухой – лишь глаза в чаще сверкают, да тёмно-зелёные волосы выдают его присутствие. Никто его не видит, но все чувствуют его пристальное внимание. Во владениях Пущевика всегда сумрак и прохлада – убежище в жару для всяческой живности лесной. В чаще своей Пущевик останавливает непрошенных гостей и тушит лесные пожары.
Клады в лесу охраняют крохотные Щекотуны, ягоды – Ягодник, грибы – Грибнич с Боровиком; во мхах копошится маленький старичок Моховик (Моховичок), а под кустами прячутся Подкустовники и Кущаники (Кустины). Манила и Водила, балуясь, завлекают грибников и ягодников в буреломы. А если те пришли без подарков или плохо себя ведут, сердятся и уводят их всё дальше в лес, заставляя плутать.
Летом и осенью в лесу лёгкий шепоток слышится – это Листин и его жена – баба Листина советуются: когда и кому шелестеть. Листин – старый слепой дух, весь из листьев; а баба Листина – с туловом изо мха, вместо рук (так говорят в народе) еловые шишки, на ногах – настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые как Лесавки, но попугать случайного человека тоже могут. Особенно любят они тихие дни листопада, когда ведут безконечные мирные беседы.
Всеми мелкими духами командует добрый дед Лесовик: руки и ноги у него покрыты корой, в волосах и бороде вьётся плющ, на голове – птичье гнездо. Если заблудишься в лесу, надо сразу сказать: «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык», - и сразу отыщешь верную дорогу. Даже перед рассердившимся Лешим может заступиться Лесовик за человека, если тот что-то натворил не со зла, а по незнанию.
Если отблагодарить Лес за добро сделанное, за дары его – хотя бы добрым словом – тогда и он тебя запомнит, будет встречать в следующий раз с радостью, как гостя желанного. Покажет чудеса различные, приоткроет тайны свои, которых превеликое множество.
Леший
Служебный дух Светлой Нави – Хозяин леса и диких зверей, Царь лесной, Лешак. В своём лесу наделён большой сказочной силой, с которой считаются все. Может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего показывается древним стариком или здоровенным мужиком без шапки. Его иногда описывают и рисуют одетым в звериную шкуру, иногда – с рогами и копытами. Так думают потому, что он легко может принимать облик самого крупного животного в лесу (медведя, оленя, кабана и прочих), но может вселяться и в малых зверей, в травы и деревья, даже в пни старые и коряги. Иногда его называют Душой леса, так как он чувствует и объединяет в единое сообщество всех лесных обитателей: все растения, всех зверей и птиц, духов лесных и болотных. Все лесные обитатели повинуются и служат ему. С Бабой Ягой он дружит, помогает ей в её служении, ходит к ней в гости.
Особенно любит Леший жить в больших еловых лесах. Любит лесную тишину, но может и побаловать: покричать в лесу на разные голоса, заухать филином, чтобы попугать народ, - а когда шутка удаётся, то хохочет и хлопает в ладоши. Может и тумана напустить, и в чащу завести. Но Леший больше проказит и шутит, чем вредит людям. Если кто-то из людей заблудится в лесу, то думает, что это Леший завёл, и чтобы выйти из леса нужно вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы он не узнал и отпустил, иногда нужно просто хорошо попросить его об этом.
Не любит тех, кто шумит и не умеет вести себя в лесу, собирает его дары без разрешения. Наказывает за употребление в лесу сквернословий и поклятий. Плохо приходится и тому, кто безпокоит его по пустякам. Нельзя кому-то, рассердившись, говорить: «Забери тебя, леший!». А то и правда забрать может – и детей, и взрослых, и скотину. Если уж такая беда случится (пропал кто-то), надо обязательно сказать: «Леший, Леший! Какого взял, такого и верни!», – а то может в шутку подменить пропажу своим «лесным детищем».
Приходя в лес, каждый должен с ним поздороваться и попросить разрешение на ночёвку или сбор лесных даров; нужно оставить под деревьями или на пеньке угощение для Лесного хозяина и лесных обитателей. Доброго и умелого путника он ещё и одарит, покажет красоты и чудеса лесные. Может помочь или ответить на вопросы. Любит поговорить со знающим человеком; любит загадывать загадки.
Тем, кто хочет увидеть его, надо знать присказку: «Дедушка Леший, покажись не серым волком, не чёрным вороном, не елью жаровою, покажись таковым, каков я», - чтобы он явился в человеческом обличье, и с ним можно было поговорить. Чаще всего можно увидеть Лешего в Купальские дни – тогда он ходит по лесу рядом с людьми, смотрит на их игры и забавы. В людские поселения заходит редко, уважительно относясь к их служебным духам – Домовым, Дворовым и Банникам. Дружит со спокойными соседями – Полевиками и Межевиками, с полевыми духами. А вот с Водяным и дружит, и часто ссорится – такие уж у них разные характеры. Но если случается большая беда – пожар, мор, война – они всегда помогают друг другу и совместно оказывают помощь лесным обитателям.
В стародавние времена деревенские пастухи даже заключали с Лешим договор: чтобы скотина в болото не забредала, чтобы её зверьё лесное не трогало, чтобы коров не сдаивало и другое – записывали на бересте или на доске свои взаимные обязательства. После чего уносили «берестяную грамоту» и угощение Лесному хозяину в лес на заветное место. Если случалась беда в лесу, то люди обращались к нему за помощью на опушке леса или посреди большой поляны; иногда писали в этом случае «Прошение (жалобу) к Лесному царю» (про это записано в старых книгах) и оставляли его на большом пне или в дупле дерева. За помощь люди всегда щедро благодарили Лешего, так как понимали, что жить в мире и дружбе с лесными обитателями всем лучше.
«Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идёт лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы. Свободно укрываясь под любым ягодным листочком».
Энциклопедия русских преданий