ГЛАВНОЕ РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ ПОЛЕВИК И ПОЛЕВЫЕ ДУХИ

Полевик и полевые Духи

polevikСлужебный дух Светлой Нави, живущий в полях. Старший над всеми полевыми духами, которых превеликое множество: хлебные поля охраняет Житный дед, поля посевной гречихи стережёт Гречуха (или Гречишник), поля хлопка – лохматый Хлопчатник; за межами и границами на полях присматривают Межевики, а за первой зеленью трав – Зеленчуки и Зеленушки...

Любимое время Полевика – летний полдень, когда каждый может увидеть этого маленького старичка с телом цвета земли, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из трав и колосьев. Но в начале лета можно увидеть его и в образе высокого молодого мужчины, который с большой скоростью передвигается по зеленеющим полям, чтобы наполнить молодые всходы силой и здоровьем. Живёт Полевик в поле только во время роста и созревания хлебов, трав, льнов, гречи и других полевых растений, помогая им и людям в их трудах. С началом жатвы и уборки начинается для него нелёгкая, безсонная пора – старается, чтоб каждый злак, трава, овощ были замечены и убраны человеком или живностью лесной на хранение, чтобы ничего из даров земных не пропало. Последний сноп на поле люди оставляют для зимнего приюта Полевика и относятся к этому снопу с особым почётом: иногда наряжают и с песнями несут в деревню или житницу, где он будет храниться до нового сева; иногда оставляют украшенным на поле. Зёрнами из последнего снопа начинают новую посевную, чтобы дать Полевику возможность возродится с новыми всходами. Считается, что задобренный Полевик станет всячески оберегать ниву зорким хозяйским глазом. Поэтому и приносят ему землепашцы угощение по праздникам, перед началом сева и жатвы. После окончания уборочной поры благодарят уставшего и состарившегося Полевого деда, отпуская на покой и обещая не безпокоить зимой его поля.

Если Полевика чем-то рассердить, то он может уйти с нивы обидевших его людей, что привлечёт на это поле всякие напасти. Или может все хлеба перепутать так, что вырастет среди ржи пшеница, а меж проса – ячмень, лён поляжет, а трава высохнет. Да и с человеком злым или ленивым может недобро пошутить – среди знакомого поля может с тропы сбить и в болото завести!

Его детки и внуки – Межевички и Луговички – во всём помогают Полевому деду в присмотре за полями. Луговичок – маленький, мохнатенький зелёный человечек в одежде из трав; служебный дух лугов. Он помогает росту трав, готовит их к сенокосу и цветению. Когда он бежит по лугу – видно, как трава шевелится, тропкой завивается (словно ветерок по полю гуляет). Люди думают, что он живёт в нор- ках, и часто оставляют ему там угощение. Луговичок бывает очень сердит, когда люди покос прозевают или придут косари «не в пору». Тогда и траву заплетёт так, что не разорвать, или высушит на корню, тогда и косы будут враз тупиться – сколько не точи, или просто об- ломаются о кочки. На будущий год трава на плохом покосе может плохо расти. Следит Луговик и за жадными травниками – лишняя трава им впрок вряд ли пойдёт.

Дружен Полевик и с Полудницей – дневной Солнечной девой. По- лудница бдит, чтобы в жаркий полдень, когда вся природа отдыхает (и даже птицы затихают), никто не тревожил посевы и травы. Пора её трудов и стражи – время цветения трав и злаков. Говорят, что это таинство (начало цветения) свершается в полдень, поэтому и дали этой хрупкой, но строгой Деве такое имя. Никто не должен потревожить начало цветения, так как от этого зависит будущий урожай. В такое время и люди должны отдыхать – и в труде, и в пути. Иначе Солнечная дева закружит голову, опалит солнечным огнём, наведёт сон прямо на поле или вовсе заведёт не туда, уводя с хранимых ею посевов. По этому поводу в «Поучении Владимира Мономаха» сказано: «Спаньё в полдень предназначено самим Богом всякой твари, и зверю, и птице, и человеку»...

А когда заколосится рожь, в ней поселится Ржаница, которая любит бродить по колосящемуся полю, любуясь колосьями и шевеля их прозрачной рукой, помогая наливаться зерну силой и спелостью. Её можно узнать по венку из колосьев на голове или по букетику колосьев в руках. Если злой и жадный человек пожалеет эти колоски и закричит на неё, желая прогнать, чтобы она не ходила среди посевов – он обязательно пожалеет об этом: сами собой появятся в посевах множество троп, начнут ходить по ним лесные звери, а само зерно либо обсыпится, либо птицы его поклюют...

Чтобы Полевые духи могли перезимовать без нужды и забот, крестьяне до сих пор, следуя стародавнему обычаю, оставляют на полях несколько несжатых колосьев, нескошенный пучок трав или пару не- убранных кореньев или бахчевых культур. Оставленные колосья и травы с песнями и молитвами связывают за макушки пучком, иногда украшают лентами – это называется «завивать бороду» Велесу (Богу-покровителю плодородия и скота) в знак уважения и признательности за богатый урожай. Это древний бог Велес, помогая крестьянам, распоряжается всеми домашними и полевыми духами, домашними и лесными животными; он считается покровителем Полевика. В христианские времена люди стали называть его «Власием, ходящим по полям». Говорят, что и в наши дни поздней осенью, после уборки урожая, ходит по полям этот древний Волосатый Дед и проверяет всё ли убрано, как положено, везде ли соблюли обычай, везде ли уважили Полевых помощников, помогая им устроиться и пережить зиму. От этого и зависит, – как он распорядится, каким урожаем на будущий год наделит людей, хозяев полевых угодий.

служебные духи природы