Восемь шагов к целостности
Восемь сопутствующих шагов духовного развития
Где чувства господствуют - там вожделенье, а где вожделенье - там гнев, ослепленье, а где ослепленье - ума угасанье, где ум угасает - там гибнет познанье, где гибнет познанье, - да ведает всякий, - там гибнет дитя человечье во мраке. А тот, кто добился над чувствами власти, попрал отвращенье, не знает пристрастий, кто их навсегда подчинил своей воле, - достиг просветленья, избавясь от боли, и сердце с тех пор у него беспорочно, и разум его утверждается прочно. Вне йоги к разумным себя не причисли: в неясности нет созидающей мысли; вне творческой мысли нет мира, покоя, а где, вне покоя и счастье людское?
Бхагавад Гита, избранное (шлоки 62-66)
Йога - не важно какая - любая направляет внимание вовнутрь - в глубину сознания. И то, что оттуда всплывает, порою может быть очень неприятным, болезненным, опасным и даже смертельным...
А. Сид
Путь духовного развития начинается с ответа на вопрос: "Кто такой Я?". Когда человек вспомнил, кто он и откуда пришел, с этого можно и начать практиковать 8 ступеней йоги.
Йога была систематизирована древним мудрецом Патанджали. Считается, что он жил в 1-ом тысячелетии до нашей эры и написал фундаментальные труды по грамматике санскрита, аюрведе и йоге. Патанджали в форме сутр - кратких изречений - записал основные положения йоги, которые в свою очередь до этого передавались от поколения к поколению в устной форме. Его труд носит название «Йога-Сутры».
Патанджали в своем трактате называет йогу аштангой, что буквально означает йога «восьми ступеней» (ашта - восемь, анга - конечность, ветвь, ступень).
Восемь ступеней йоги - это восьмисложная структура алгоритма, руководство к тому, как приблизиться к Богам, прожить полную и счастливую жизнь. К ним относятся предписания нравственного и этического характера, наставления о том, как поддерживать физическое и психическое здоровье, а также о том, как прикоснуться к духовным граням человеческой природы. Чтобы переходить с одной ступени на другую, необходимо тщательно понять и освоить предыдущую. Это подобно тому, как в школе детей учат сначала писать отдельные буквы, а потом слоги и так далее. И впоследствии - следовать примеру гусеницы, не выпускающей травинку, не ухватившись крепко за следующую. То есть не переходить на следующую ступень, полностью не освоив предыдущую.
Первая ступень - ЯМА.
Она имеет большое значение и должна управлять всей жизнью. Это универсальный закон, который можно свести к золотому правилу нравственности - «не делай другому того, чего не желаешь себе» (понятие "совести" как морального качесвта человека).
Вот эти ограничения:
- никому не вредить мыслью, словом или действием, в том числе самому себе. Полный отказ от насилия;
- не быть корыстолюбивым ни мыслью, ни словом, ни действием. Отказ от желания обладать тем, что нам не принадлежит;
- полное целомудрие мысли, слов и действий. Отказ от потакания своим страстям, желаниям и слабостям, то есть отказ от всего того, без чего на Пути развития осознания можно обойтись. То есть не транжирить энергию: не делать то, что можно не делать, не забивать себе голову нескончаемой суетой мыслей и мыслишек, пустыми фантазиями, не заниматься болтовнёй, сплетнями, просмотром телевизионной дезинформации и т.д.;
- контроль над сексуальной энергией. Создание семьи и продолжение рода только приветствуется - внебрачные половые связи считаются неприемлемыми.
- полная откровенность мысли, слов и действий. Отказ от лжи, и в первую очередь - от самообмана;
- полная осознанность в мыслях, словах и действиях, нестяжательство.
Вторая ступень - НИЯМА.
Нияма относится к сфере духовности и самодисциплины. Личные медитационные практики, созерцательные прогулки - все это нияма в действии. Эти правила - особые внутренние ритуалы (РИТ - Ритм, АЛ - Душа, РИТМ ДЛЯ ДУШИ; то сеть какое-то действо, которое настраивает Душу с ритмами Вселенной) человека.
Вот эти правила ритуалов:
- поддержание чистоты - как на физическом уровне, так и на энергетическом;
- удовлетворенность - спокойствие и принятие всего таким, каково оно в действительности есть. То есть не испытывать чувство вины за то, что не можешь изменить; терпеливое выполнение своего долга и обязанностей.
- аскетизм - сознательное ограничение своих желаний ради какой-либо цели. При этом допускается сознательно подвергать себя физическим неудобствам, терпеть природные условия, приучать себя к различным лишениям;сознательно себя ограничивать.
- познание себя и изучение Священных Текстов с целью устойчивого устремления к углублению и накоплению самоосознания в направлении слияния с Божественным. Духовное развитие само по себе и есть накопление упорядоченного самоосознания; медитация. Они впоследствии становятся образом жизни;
- принятие божественного как истинного истока человеческого осознания; посвящение всех своих действий Высшим Силам.
- Сочетание Ямы и Ниямы дает отрешённость, которая преобразуется в безупречность, которые вытекают из соблюдения Законов Жизни. На этих этапах человек обретает Силу Духа.
Третья ступень - АСАНА.
'Асаны (ударение на первой букве А) - это специальные позы, практикуемые в йоге. С точки зрения йогинов, тело является храмом души, и забота о нем, чистота и гармоничность физического тела - важная стадия духовного роста. Согласно Патанджали, асана должна быть уравновешенной и приятной. Это достигается избавлением от усилий во время ее выполнения и правильным отношением разума, который должен пребывать в практике асан в равновесии и покое, что предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии. Тело в таком случае может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая практически никакого внимания на внешние раздражители.
Йог может находиться в асане минуты или сутки, не испытывая при этом дискомфорта. Эффект зависит от подготовки, нравственности, умения визуализировать собственные органы и потоки праны, управлять дыханием и собственной психикой. Большое значение имеет образ жизни, эмоциональный фон, здоровье, диета, возраст, условия в момент занятий (свежий воздух, тишина, покой и т.д.). Цель асан - повышение уровня сознания. Асаны действительно меняют сознание.
Практика асан делает нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.
Четвёртая ступень - ПРАНАЯМА.
Пранаяма - регуляция дыхания, управление и правильный подход к процессам вдоха и выдоха. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями.
Пранаяма способствует омоложению организма и продлевает жизнь.
Пранаяма состоит из трех частей: пурака (вдыхание), речака (выдыхание), кумбхака (задержка дыхания). Кумбхаке придается огромное значение, так как по теории йогов продолжительность жизни зависит от количества сделанных дыханий, следовательно, для продления жизни нужно дышать медленно или не дышать вовсе (задерживать дыхание). Кроме того, слово "прана" означает не только "вдох", "дыхание", но и "жизнь", "энергию", "силу", поэтому Прана в теле отдельного человека считается частью дыхания Вселенной, Бога, Духа.
Практика Пранаямы - это попытка согласовать свое дыхание с Вселенским. Кстати, Пранаяму можно практиковать и как отдельную технику (т.е. в положении сидя выполнять ряд дыхательных упражнений) или же включить ее в регулярную программу занятий йогой. Но здесь учитывается возраст, состояние здоровья и подготовленность начинающего йогина. Ошибки могут привести к тяжелым последствиям. Поэтому, всё же, на Пути к Вечности не стоит «пробивать стены лбами», ведь опыт показывает, что лучше всего идти последовательно и постепенно, то есть шаг за шагом.
Пятая ступень - ПРАТЬЯХАРА.
Пратьяхара - переводится с санскрита это слово как «отрешенность, абстрагирование». Это непривязанность к внешнему миру и внешним раздражителям. В этом состоянии практикующий может заниматься духовной практикой в любых условиях.
На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки, которые определяют нашу жизнь и препятствуют внутреннему росту.
Каждая ступень йоги готовит нас к последующей. То есть, нельзя переходить на следующую ступень, полностью не освоив предыдущую. Так и пратьяхара создает условия для овладения дхараной - концентрацией.
Шестая ступень - ДХАРАНА.
Дхарана - это сосредоточение, концентрация.
Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом - тем, что отвлекает нас внутри. Практика концентрации учит нас замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке. Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.
Седьмая ступень - ДХЬЯНА.
Седьмая ступень аштанга-йоги - это продолжительное умственное усилие, направленное на выбранный объект или мысль, непрерывный поток концентрации. Она представляет собой наполненное течение мыслей, имеющее характер концентрации - усилие концентрации при этом исчезает, но сосредоточение остается в форме установленного в течение определенного периода времени режима воли. Наполненное течение мыслей подразумевает, что воедино собираются все относящиеся к объекту мысли, которые человек способен найти в своем Разуме.
Восьмая ступень - САМАДХИ.
Слово "Самадхи" на санскрите имеет до 50 значений. Здесь же под словом "Самадхи" подразумевается проСВЕТление. Просветление - это когда все части познания человеком самого себя и мира складываются в одну общую ЕДИНУЮ картину. То есть человек в какой-то этап своего духовного пути осознает, что всё (Боги, демоны, все живое и неживое) - ЕДИНО. Единение с Божественным есть конечная цель йоги - это просветление - то, чего нельзя купить и чем нельзя владеть, то есть властвовать. Это последняя ступень и конечная цель йоги, при которой сознание поднимается выше пределов самосознания, происходит единение с Верховным Вселенским Духом, во время которого переживается непрерывная радость и покой. Патанджали описывает заключительную стадию аштанги как состояние блаженства. Здесь медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного «Я». Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами. Вместе с этим приходит переживание блаженства и Единения со всей Вселенной. Просветление можно только пережить, потому что это Единение с Истинным является целью всех наших стремлений.
Все восемь шагов делают нас более ДУХовными (идет укрепление Духа; нам и так его подрывали старательно на протяжении трех тысячелетий), более чистыми, более СВЕТлыми. На этом Пути будет много соблазнов и испытаний, которые предстоит преодолеть, чтобы стать Настоящим. Потому что Путь к Вечности всегда проходит по острой кромке отточенного лезвия клинка. И, как правило, это испытания властью, деньгами и любовью. Не давайте сбить себя с Пути и не стремитесь к власти. Единственная власть, которая остаётся у нас и всё увеличивается, это - Любовь.
Просветление – это не что-то мирское. Оно случается здесь и сейчас. Просветление – это ничто иное, как чистота всего, что есть вы. Это не отречение, это ликование.
Просветление – не уход из мира, оно здесь в этом мире. Оно не имеет отношения к отречению, оно означает делать все с ликованием.
Просветление не есть что-то особенное. Это просто очищенное сознание, в котором тысячи цветов любви, интеллекта, правды, мира и тишины растут в согласии с собой.
Звук – это наш ум, тишина – это наша суть. Тишина – это начало, тишина – это конец, а для медитирующего тишина – это середина, и тишина – это вся ткань существования.
Мы не можем знать Начало, мы уже здесь. Начало случилось. Но что потом мы знать можем. Это исчезновение в абсолютной тишине. Если мы знаем конец, то мы можем заключить с абсолютной уверенностью, что все пустотно от начала, все началость из тишины, а не из слова.
Если вы вошли в свою собственную суть, вы получите опыт того, что мы состоим из звука и тишины. Звук – это наш ум, тишина – это наше сущее.
Махайог Пилот Баба Сомнатх Гири Махарадж
Желаю вам терпения на Пути к целостности!