Баня
Баня - это гениальное изобретение русского народа, применяемое в гигиенических целях и при легких заболеваниях. При этом простуда, застой крови, горячка, ломота, брюхо, чесотка и ушибы одинаково требуют бани. Желая обеспечить более полное выздоровление, народ к процедуре парения в бане добавлял различные растирания, которые помимо механического влияния оказывали раздражающий эффект из-за содержания веществ, из которых они состоят. Чаще всего это одна тертая редька с солью и водкой. Хрен. Перцовка. Горчица. Молодой крапивой, обдав ее в кипятке, парятся вместо веника.
Мухоморный спирт. Для приготовления мухоморного спирта набирают мухоморов, измельчают их, наполняют ими бутылку, вливают водку, закрывают и ставят на 9 дней в теплое место настаивать. Довольно редким является соединение бани с особого рода грязевой ванной. Топится для больного баня, на полок накладывается конский навоз и хорошо прогревается. После растирания мазью больного кладут на навоз, обкладывают им его всего, кроме головы. Такая навозная баня проделывается до трех раз. Жара, как и холод, закаливающий фактор. После банной жары нужно обязательно нырнуть в прорубь. На разумном сочетании могучих раздражителей жары и холода построен широкий спектр физиологического воздействия бани. Выйдя из бани, становишься бодрее, а это значит, что баня пошла впрок.
Давно доказано, что положительные эмоции рождают стойкие защитные реакции организма. Банный жар открывает и прочищает все поры тела, удаляет грязь. Чрезвычайно мягко снимает с верхнего слоя кожи отжившие, омертвевшие клетки, создавая благоприятные условия для рождения новых. Гибнут в жару и микробы на теле человека.
Баня - превосходный тренажер кожи, стимулятор деятельности сальных желез. В бане увеличивается потоотделение, а пот уносит с собой не только излишки тепла, но и конечные продукты обмена веществ. Способствуя энергичному выводу шлаков, банная процедура тем самым облегчает работу почек, улучшает водно-солевой обмен. После бани лучше дышится, так как поры прочищены, кровообращение усилено. Воздух бани воздействует на гортань и на слизистые оболочки носа, улучшает воздухообмен в легочных альвеолах. Возрастает вентиляция легких. В бане надо пройти 3 периода: адаптацию, основное прогревание, окончательное охлаждение.
В бане надо хорошо прогреться. Период прогревания наступает тогда, когда человек пропотел, но чувствует себя еще хорошо. Следует отметить, что температура в бане должна быть не выше 60 градусов, иначе при 100 градусах сворачивается белок и сжигается верхний слой эпидермиса.
В баню лучше всего ходить либо в четверг, либо в субботу. Хорошо делать дренажные маску для тела для вытяжки токсинов: молотый кофе смешать с солью, смочить слегка и обмазывать спину. Такую маску держать 5-7 минут.
В бане можно попробовать избавиться от варикоза медовым массажем. Минут 5-10 проводить массаж с мёдом на областях расширения вен.
Затем надо смыть пот, окунуться в прорубь и затем пойти в предбанник, где будет продолжаться второй процесс потоотделения. После выпить жидкость (настой из трав), чтобы кровь не сгустилась, чтобы избежать образования тромбов, закупорки сосудов. Лучше пить томатный и абрикосовый соки, настой шиповника, компот из кураги, различные взвары и другие напитки, содержащие калий, кальций. Делается несколько заходов. После бани необходим покой или сон.
Магия бани
Издревле баня служила не только местом очищения тела, но и выполняла сакральную функцию взаимодействия с миром Нави: здесь рождались младенцы и умирали старики, здесь устраивали гадания при свечах, а знахари изгоняли полузабытые нынче хвори.
Баня также считалась местом, которое олицетворяет домашний очаг и гостеприимство. Вспомним сказки, где Иванушка всегда требовал у Бабы-Яги, прежде чем решать важные вопросы, попариться в баньке.
Надо сказать, что иностранцев русская баня всегда удивляла и пугала. Они не могли выносить сильного жара парилки и не понимали банных традиций, считая это чем-то вроде добровольных пыток. Однако после первого же посещения мнение иностранцев менялось кардинально, и молва об оздоровительном эффекте быстро распространялась по миру.
«Повесть временных лет», в сюжете о «хождении» апостола Андрея Первозванного по Русской земле в I веке н.э. рассказывает: «...и пошел вверх по Днепру... и диво видел я в Славянской земле на пути своем. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье.
Так как слово «баня» употреблялось в письменных источниках — оно и закрепилось как официальное, несмотря на то, что параллельно долгое время существовали общеславянские термины «мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня». В некоторых областях эти слова используются и сейчас.
Традиционно банными днями считались субботы. В семьях, которые не могли себе позволить строительство бани, существовал обычай париться прямо внутри русской печи, в которой пекли хлеб. Видимо, отсюда и пошла сказка про Ивашку, которого Баба Яга в печь сажала.
Делалось это так: после завершения процесса приготовления хлеба из печи убирали золу и угли, выметали пол печи. Потом пол устилался соломой и человек залезал внутрь ногами вперед. Находился там до тех пор, пока привыкал к температуре.
Дальше свод печи обрызгивался горячей водой, испарение которой происходило мгновенно и создавало эффект парной. Некоторые любители парной даже закрывали на печи заслонку и хлестали себя березовыми вениками. В отдельных селах до сих пор сохранилась эта древняя традиция.
Были такие бани, которые топились «по-чёрному» (крошечный бревенчатый домик, дым идёт в парилку, отсюда и название) и «по-белому» (бревенчатый домик с трубой, при горении дров дым идёт на улицу). Преимущество бани «по-чёрному» было в том, что пар был сухой и «ласковый», и температура его была выше. В бане «по-черному» прямо в парилке устроен был очаг с решеткой. На решетке -камни. Дымохода нет вообще. Дрова, сгорая, накаляли камни, а дым, выходя через открытые двери и окна, равномерно нагревал пол, стены и потолок. Сажа при этом оседала на стенках, в результате чего они получались прокопченными и почти стерильными. Зола забирала все неприятные запахи. Топили баньку 2-3 часа, затем угли и золу выносили наружу. Топить «по-черному» - это целое искусство, к сожалению, почти полностью утраченное в наши дни. Как это ни странно звучит, баня «по-черному» гигиеничней бани «по-белому». Наши предки даже рожать предпочитали именно в такой баньке. К тому же, медики нашли научное объяснение «живительным» свойствам «черной» бани: оказывается, дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы. Баня «по-черному» стала для нас экзотикой, в наше время этих бань уже почти не осталось. Но если вам повезет, и вы попаритесь в такой баньке, уверяю вас, вы запомните это надолго. Пар, чистота и запах просто неземные...
Печка в бане «по-белому» устраивалась таким образом, что часть печи с топкой располагалась в предбаннике, а задняя стенка с камнями внутри выходила в парилку. В этой стенке - отверстия, которые открывают, когда нужно поддать пару. Топить лучше баню берёзовыми дровами - жарко горят и не дают искр, а это значит не быть пожару. Затопили печь, камни раскалились, дым выходит через трубу наружу. Зайдя в баню, камни в печи поливают горячей водой, и парилка наполняется жаром. Можно взобраться на полати, чем выше, тем жарче. Кадушки и лавки вдоль стен делали из липы. Поддадут горячую воду на камни и в парилке запах мёда. На пол сыпали сосновую хвою, травы и цветы. По-разному нагревали воду для мытья, чаще всего в печь вмазывали чугунный котёл и наполняли его водой. Не один час топится баня, а за это время вода успеет закипеть...
История русской бани показывает, что она пользовалась почетом во все времена. Для славян она была не только местом омовения тела, но и местом очищения души. У В.И.Даля даже есть запись об одном русском поверье: «Баня смывает все грехи».
На Руси с баней связывались все важнейшие события - выздоровление от тяжелого недуга, свадьба и т.д. Кстати, баня и свадьба на Руси - это два неразделимых понятия.
До начала 18 века существовал обычай, согласно которому перед обрядом венчания молодые должны были вымыться в бане, что олицетворяло очищение души, а после первой брачной ночи парились совместно - как символ единения душ. Правило это распространялось на все слои населения.
Свадебная баня для невесты оформлялась как сложный обряд с большим количеством участников. Накануне баню чистили и украшали ветками. Топили ее подруги невесты, при этом они гадали о нраве жениха и его родни по характеру звуков, которые издавали раскаленные камни, опускаемые в воду.
Баня служила также местом уединения роженицы на время родов и в послеродовой период. Перед началом родов баньку растапливали, на полу стелили солому.
Вместе с роженицей приходила баба повитуха. После рождения ребенка роженица мылась вместе с ребенком, хлестала себя и его банным веником. Затем отец, глава семейства, торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу — не садящемуся, но восходящему, — на долгую жизнь, огню Очага, Месяцу — опять же растущему, чтобы дитя хорошо росло, прикладывал к Земле-матери и, наконец, окунал в Воду. Таким образом, малыша представляли всем Богам, Вселенной, ее стихиям и отдавали под их покровительство.
Банник
«Банный дядька, парной дядька, спинку помни, усталость из костей, из жил забери, моё угощение прими!», - так говорит хозяин, когда входит в баню, попутно выливая пол кувшина молока на порог бани. Таким образом, он жертвует (отдает) духу бани часть ценной энергии (молока) для того, чтоб «банник» помог расслабиться людям, которые будут париться, создать благостную атмосферу.
Всё в этом мире имеет свою личность, душу, энергию. И с каждым живым существом можно взаимодействовать - общаться. Наша Вселенная целостная, но, в тоже время, мно-гопроявная, и поэтому одни и те же события, вещи, предметы, личности могут иметь различное проявление и характер. Так, например, баня. Кто-то скажет: обычная хата, стены и парилка, - и будет прав, потому что внешне оно так и есть. Но кто-то скажет: баня - это дом здоровья и отдыха, и главный лекарь тут банник - покровитель бани, ее добрый дух, помощник в целительстве. Оба правы, но каждый получит то, что он думает. Первый - просто парилку, второй - возможность оздоровиться и помощь энергетики бани, которая имеет свою личность и характер.
Дух бани - это служебный дух, он может помогать человеку, служить ему, а может вредить и пакостить. Как и любой дух, это, прежде всего, личность, имеющая характер, манеру своего проявления, которая зависит от отношения к духу.
Откуда они берутся, банные духи? Всё в мире есть энергия. Когда строили баню, выделялась энергия, много мыслительной энергии, направленной на то, как лучше воплотить проект. А поскольку ничто никуда не девается и не пропадает, эта энергия накапливалась, сгущалась, уплотнялась и начала самостоятельно проявляться.
Сюда же можно отнести наши мысли о бане и отношение к ней - это тоже энергия, которой дух подпитывается, а точнее впитывает в себя. Все знают, что если собаку бить, она будет злой, если кормить, воспитывать, проводить с ней время, то есть вкладывать большое количество энергии - она будет воспитанной и услужливой. В нашем случае: если в бане дебоширить, пить алкоголь большими количествами и «выделять» негармоничную, агрессивную энергию, то банник будет таким же негармоничным. Проявляться это может таким образом: появление плохого настроения в бане, отсутствие умиротворения при парке, что-то будет мешать расслабиться, создать благоприятную обстановку для общения и оздоровления.
Вот почему очень важно хорошо относиться к баннику, а именно: не наносить вред бане - телу банника, поддерживать баню в чистоте, поскольку любой предмет несёт свой энергетический след, порой плохо влияющий на общую атмосферу-ауру бани. Также важно хорошо о бане отзываться и вовремя кормить банника, жертвовать духу.
Как взаимодействовать с банником
Обычно подкармливают духа продуктами молочного происхождения и пчеловодства (мёд). С точки зрения славянской ведической традиции эти продукты излучают Прану (энергию). Также подойдут свежие фрукты, растущие на данной земле. Всегда помните, что кормление духа - это передача какой-либо энергии. Именно для банного духа надо выбрать южный угол, либо южную часть бани, и в эти места приносить «подарки». Можно облагородить такое место: сделать маленькое «покутье» и там жертвовать духу, именно туда пусть гости кладут плату за парение, за время, проведенное в бане.