Воспитание мальчика до семи лет

После трех лет наступает самый плодотворный период для развития ребенка. Подход к воспитанию мальчика очень отличается от воспитания девочки. После последнего возрастного посвящения  мальчик уже осознает себя, как мужчина. И теперь он учится проявлять себя в этом мире. Наши предки очень ответственно подходили к воспитанию мальчика, к его жизни в семье, в роду и обществе. Одним  из важных аспектов в воспитании является труд. Особенное значение это имеет для мужчины. Потому что мужчина должен работать, и работать постоянно. Пока малыш еще ребенок, с ним нужно играть в труд. Играть в физический и умственный труд. Именно игра исполняет самую важную роль в воспитании вашего пока еще маленького мужчины.

За этот период (от трех до семи лет) мальчик учится управлять собой и своими эмоциями и желаниями. И это является самым главным.

В этом воспитании важную роль играет отец. Собственным примером и плодотворным общением он помогает сыну овладеть своей эмоциональной основой, подготовить свое физическое тело (тренировки, зарядка) и развить свой ум (чтение книг, сказок, логические упражнения и т.д.).

Давайте сейчас вместе рассмотрим, что происходит с вашим сыном по природе его физического и психического развития.

Итак, у ребенка проявляется острый интерес к своему изображению в зеркале. Он узнает себя, свое тело. В это время вы должны укоренить в нем видение себя сильным и здоровым. Он должен увидеть, что, занимаясь физическими упражнениями, тренируясь, его тело изменяется и становится больше и здоровее. Ваш сын стесняется своей внешности, он интересуется тем, как он выглядит в глазах окружающих, остро реагирует на неудачу.

Если вы не будете помогать сыну управлять своими эмоциями, он станет неуправляемым, агрессивным. Если вы не стали для него авторитетом, его поведение почти не поддастся коррекции. Этот период является тяжелым, как для взрослого, так и для ребенка.

В этом возрасте отец должен помочь сыну с овладением его «могу». Ваш ребенок должен научиться соотносить свое «хочу» с «нужно» и «нельзя», и на этой основе определить свое «могу». Ситуация усложнится, если отец будет настаивать на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запрет). Нужно предоставить мальчику сферу деятельности, где бы он мог проявить самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с её особенными правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка «безопасным» островом, где он может развивать и пробовать свою независимость, самостоятельность. Игра должна быть и интересной, и полезной. Это может быть помощь отцу в сфере его деятельности, помощь по хозяйству и т.д. Сейчас вы учите своего сына любить труд и готовите его к будущей работе, развивая у него тягу к труду.

Характер игры изменяется вместе с развитием ребенка. Игра тоже проходит этапы.

До трех лет игра является манипулированием предметами. Мальчик, если он здоров,  играет все свободное от сна и кушанья время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., т.е., исследует действительность. Позже он начинает сам экспериментировать: бросать, стискивать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Игра возникает в три года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами-символами предметов, явлений и действий.

На первом этапе игра является копированием действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе такой игры отображает сюжеты действий. В центре внимания, например, не роль врача, а действия, которые имитируют действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен и не обращает на них внимания.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра. Она преобладает до шести-семи лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на второй план. Смысл игры состоит в разделении ролей. В игре ребенок имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. Играйте с ребенком в игры, где он – руководитель, капитан, директор, в такие игры, в которых ребенок учится брать ответственность на себя и принимать решения.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевое самоопределение теряет привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Игра – критерий нормальности ребенка. По тому, как он играет, о нем можно много чего узнать. Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда.

В давние времена, когда дети работали с детства, они на своем уровне развития  овладевали трудом. Тогда игра отсутствовала. Дети всегда играют в то, что им доступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в «отдых».

Сегодня мы должны понимать, что труд для ребенка является очень важным моментом в воспитании. Не ленитесь приобщать своего сына к своей профессии. Когда-то вы захотите, чтобы он работал рядом с вами, но, если сегодня вы его отгоните от себя, чтобы не мешал, пройдет не так много времени, каких-то десять лет, и уже никто не заставит его работать.

Мать, которой не помогает муж в воспитании сына, может приобщить познание сыном профессии с помощью игры.

Игра имеет большое значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, длительное пребывание в больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, -  возможность взять на себя какую-то роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

После трех лет мы готовим ребенка к взрослой жизни. И к этому нужно подойти очень ответственно, ведь мы закладываем фундамент для будущего храма – судьбы вашего сына.

Рассмотрим готовность мальчика к следующему возрастному посвящению.

Итак, первая готовность – общественная.

Общение ребенка с людьми и окружающим миром. Готовность состоит в том, что ребенок может гармонично взаимодействовать с людьми по правилам и нормам. В детский период социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся внимательнее, заботливее, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дети умеют даже чувствовать состояние тех, кто их окружает. Они начинают понимать, что их одногодки и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие  соответственно месту и времени реагируют на переживания других.

В это время очень важно, чтобы ребенок находился в коллективе детей и взрослых. Именно сейчас в него закладывается восприятие людей и будущая реализация себя среди  них. Если вы обделите ребенка обществом (например, ребенок растет сам или постоянно общается с небольшим количеством людей), это приведет к тому, что, когда он вырастет, его нахождение в коллективе будет утомлять его и ввергать в депрессию. И, со временем, такой человек вообще не сможет реализовать себя в обществе.

До шести-семи лет для ребенка происходит разграничение сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управленческий характер по отношению к первым. В них нормы ставятся под индивидуальный контроль.

Для шестилетнего ребенка такое разграничение ещё не доступно. Поэтому он обычно путает эти две сферы отношений. Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.

 

Вторая готовность – познавательная.

Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Все это связано с игрой. В период до семи лет ребенок находится на второй стадии умственной активности. Умственное развитие от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет вашему сыну думать о предметах, сравнивать их в мыслях даже тогда, когда он их не видит. Но логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм, централизация и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить её описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка – это такая знаковая система, посредством которой ребенок объясняет себе окружающую действительность.

Четыре-пять лет – вершина сказочного мышления. Потом оно разрушается: «Это не по правде!». Когда ребенок начинает различать бывальщину и небылицу, сказка преобразуется в миф. Отличается сказка от мифа по функции. Миф – объяснение некоторых сторон действительности, а сказка - средство организации поведения ребенка. У неё чисто педагогическая функция. Похожесть – в системе образов.

Постарайтесь каждый вечер рассказывать мальчику хорошие «мужские» сказки, в которых герой – пример совершенства, ума и силы.

Ребенок, начиная с пяти лет, создает свою собственную мифологию. Именно к этому возрасту относятся разные вопросы о происхождении. Эти вопросы носят принципиальный характер. Например: «Откуда взялся снег?»  Это первые вопросы, на которые ребенок хочет получить ответы в процессе обучения, первая начальная форма теоретического мышления ребенка.

В это время научите своего сына разностороннему мышлению. В форме игры и сравнения расскажите о законах Прави, расскажите, как они действуют в жизни, как с этими законами сталкивались герои сказок, как они правильно их использовали для того, чтобы жизнь их сложилась счастливо.

До пяти-шестилетнего возраста ребенок стремится осмыслить такое явление, как смерть. Это абстрактное понятие, реальный смысл которого трудно осознать. Насколько хорошо дети понимают его, зависит от уровня умственного развития.

Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неживым предметам или животным человеческие качества. Это хорошая черта. Главное, ребенок должен знать, что со всем можно договориться. Постепенно такое отношение к миру становится привычным и гармонично вписывается в жизнь.

В это время взрослые не должны избегать ответов на вопросы детей, потому что это может привести их к мысли, что данная тема запрещена. Уклончивая или изуродованная информация может служить препятствием для анализа ребенком своих чувств и мыслей и вызывать необоснованную тревогу. Но так же важно не давать детям  ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – давать простые и прямые ответы на их вопросы.

 

Третья готовность – это эмоциональное развитие.

По мере расширения круга общения дети проверяют действие разнообразных общественных факторов, которые значительно оживляют их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать возникающие эмоции, культурно управлять чувствами. Этому позволяет научиться именно игра, например, помогает справиться со страхами.

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться справляться также и с агрессивностью. Существует определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До трех лет у детей мы замечаем обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не свойственна. Её пик приходится на четыре с половиной года. Потом постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. К началу школьного возраста дети усваивают принятые в роду нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки общественного общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры, овладеть техникой управления чувствами при общении помогают сказки.

 

Четвертая - готовность ребенка к обучению.

Готовность ребенка к обучению включает в себя то, что ребенок уже должен иметь минимум знаний, умений, навыков, которые позволяют обучаться в школе. Традиционно под этим понимается умение читать, считать, писать. Но намного важнее иметь развитое воображение. Главная черта познавательной готовности – высокий уровень развития воображения. А воображение развивается в игре.

Воображаемая ситуация – это главная составляющая единица игры. Существенным моментом для такой ситуации является перенесение значения с одного предмета на другой, разбежка видимого (оптического, зрительного) пространства и смыслового поля. Игра совершается не в видимом, а в смысловом поле. Это значит, что ребенок действует в игре с тем, чем предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, палка вместо коня).

Если в полтора года ребенок начинает понимать, что всякая вещь имеет свое имя, то далее в процессе игры он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может заменять вещь. Он в мыслях за словом видит вещь. Это и является воображением, которое формируется в игре. Т.е. действие в смысловом поле, которое строится независимо от материала, с которым это действие совершается.

Воображение – это действие в смысловом поле. Оно является предвестником мышления. В школе дети будут иметь дело с особенными идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами.

 

Пятая готовность – личная.

Личная готовность выявляется в самопроявлении. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть. А главное, постигает это с любовью и восхищением. Для девочек самопроявление ещё в раннем возрасте выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов поведения, полученного в наследство. Под влиянием этих двух факторов у детей складываются основные структуры личности. Рассмотрим их подробнее.

1. Требовательность личности (эффективность и привлекательность). Уровень требовательности и стремлений формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает понижаться. Если ребенок находит свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущества над другими. Родители должны в этом возрасте сформировать у сына уверенность в своих силах и способности достичь необходимого.

Позиция уверенности: «Всё зависит от меня, моих способностей и качеств. Я могу всё сделать, если поверю в себя. Во мне – причина, как моих неудач, так и моих успехов». Позиция неуверенности: «Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, всё произойдет по воле судьбы».

2. Формирование Я. Я включает в себя такие проявления: оценочное, эмоциональное и общественное.

Оценочное. Ребенку тяжело оценить себя без внешней опорной шкалы. Поэтому самооценки у него в чистом виде ещё нет. Он не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость, послушность и т.д. Но если мы ему поможем отметить меру этих качеств, он с этим справится. Обучая ребенка в этом возрасте, мы должны рассказать, что является позитивным, а что – негативным, и как это оценить.

Эмоциональное. Восприятие себя связано с каким-то типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то руководящую роль играет какой-то эмоциональный фон: удивление, страх, угроза и т.п. Ребенка можно понять через рисунки. Если ребенка что-то волнует или пугает, дайте ему высказаться и перейти от негативного восприятия к более позитивному.

Общественное. Имеется в виду способность составить описание самого себя. Воспитывая ребенка, помогайте ему осознать, что он имеет, а что – нет, и к чему он должен стремиться в обществе.

3. Назначение личности. Когда ребенок взрослеет, у него возникают вопросы: «Ради чего я живу?  И что главное в моей жизни?»

Предназначение – это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания предназначения нет деятельности. Стремитесь, чтобы представление об образе взрослой жизни было соединено с обучением и трудом. Играйте с ребенком в такие игры, которые приносили бы ему удовольствие. Именно сейчас вы закладываете будущую реализацию своего сына, поэтому, играйте благородные игры в человека ведающего, воина-управленца или бизнесмена.

4. Создание ступенек мотивов и побуждений. Двухлетний ребенок действует ситуационно:  какой мотив сильнее, тот и побеждает. До пяти-шести лет складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком. И ребенок выбирает, исходя из этого, какой смысл будет иметь тот или иной поступок. В этот период развития ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше уступчивый мальчик вдруг может начать предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится капризным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, поскольку интуитивно воспринимается, как неискренность. С другой стороны, кажется чрезмерно взрослым: предъявляет к окружающим какие-то нормы. У ребенка распадается единство аффекта и интеллекта. Этому периоду свойственно пренебрежение определенными формами поведения. Ребенок ещё не приобрел другие. Отец постоянно своим примером должен утверждать, что главное, а что – второстепенное, как нужно себя вести.

Главная потребность этого возраста – уважение. Любой ребенок шести-семи лет стремится к уважению и отношению к себе, как к взрослому, к признанию его индивидуальности. Если потребность в почестях не будет удовлетворяться, тогда невозможно строить отношения с этим человеком на основе понимания: «Я – открыт для понимания, если уверен, что меня уважают».

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, свойственными им самим и тем, с кем они общаются. Усложнение в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и необходимый самоконтроль. Дети в это время стремятся быстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социальные рамки. Ребенок выражает суть конфликта формулой: «Инициатива против чувства вины». Побуждение к самостоятельности  детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявления независимости часто сопровождаются неудачами или детей чрезмерно строго наказывают за какую-то провинность, это может привести к тому, что чувство вины будет преобладать над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Путь Мужчины